От редколлегии
- Авторы: - -
- Выпуск: Том 10, № 3 (2024): Пространства языкового образования в странах СНГ
- Страницы: 152-155
- Раздел: Статьи
- URL: https://macrosociolingusictics.ru/russian-test/article/view/44539
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Полный текст
В контексте меняющегося глобального социолингвистического ландшафта русский язык выделяется как жизненно важное средство коммуникации и культурного самовыражения среди стран Содружества Независимых Государств (СНГ). В 2024 г. продолжилось плодотворное сотрудничество Института русского языка РУДН с образовательными организациями высшего образования Кыргызской Республики, Республики Азербайджан, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Узбекистан, Республики Молдова по актуальным вопросам изучения русского языка, литературы и культуры, продвижения русскоязычного образования. Цель тематического выпуска журнала - освещение результатов исследований многоаспектной роли русского языка в образовании и культуре народов стран СНГ, обмен передовым опытом и эффективными практиками в области преподавания русского языка в поликультурном образовательном пространстве. На страницах выпуска журнала мы представляем статьи исследователей, осмысляющих актуальные проблемы функционирования и преподавания русского языка в этих странах с позиции социокультурной адаптации и ее роли в формировании национальной и культурной идентичности, вопросы билингвизма и цифровой лингводидактики. В первом разделе «Учебно-методическое обеспечение языкового образования» представлен всесторонний обзор ресурсов и стратегий, используемых преподавателями для повышения качества преподавания русского языка в странах СНГ. В этом разделе подчеркивается важность учебных материалов и методик, которые соответствуют языковому уровню обучающихся. В следующем разделе «Русский язык в профессиональном образовании» рассматривается вопрос формирования функциональной грамотности обучающихся, что поможет расширить возможности профессионального роста преподавателей русского языка. В статье из раздела «Современное языковое образование и тестирование» рассматривается тестирование как одна из эффективных форм контроля на уроках русского языка в узбекских школах, подчеркивается необходимость создания надежных систем оценки, которые соответствовали бы меняющемуся характеру языкового образования в сторону культурной составляющей диагностических текстов, особенно в эпоху бурного развития цифровых технологий. Междисциплинарные исследования имеют решающее значение для понимания сложностей языкового образования. В статьях раздела «Междисциплинарные исследования в языковом образовании» демонстрируется, как перспективные методы исследования из различных гуманитарных наук могут обогатить теорию и практику преподавания языка. Традиционно в журнале представлены лингвокультурологический подход в преподавании русского языка, влияние национальных образов на изучение языка и важность двуязычного образования с опорой на понимание межъязыковых различий. В перечень актуальной повестки исследований входят изучение роли текста и перевода в учебном процессе в полиязычном обществе казахской, кыргызской, молдавской и азербайджанской поликультурных сред, важность формирования социолингвистической компетенции в профессиональном образовании педагогов. В разделе «Лингвокультурная адаптация в практике преподавания русского языка» рассматриваются инновационные педагогические подходы, учитывающие уникальные языковые и культурные особенности учащихся в странах СНГ. В тематическом выпуске мы представляем прошедшие в Институте русского языка РУДН Дни лингвокультурологии, где ученые и педагоги собираются вместе, чтобы поделиться идеями и достижениями в этой области. Это мероприятие служит свидетельством жизнеспособности и постоянного развития русистики в условиях многообразия этнокультурных ландшафтов. Мы приглашаем вас, уважаемые коллеги, внести свой вклад в дальнейшее развитие языкового образования и предоставляем научную и методическую площадку для русистов, отечественных и зарубежных преподавателей русского языка как иностранного, аспирантов и студентов- магистрантов.×
Список литературы
